- иудаизм
иудаи́зм (иврит — yahadut, в русском из греч. — Io9uda), древнейшая монотеистическая религия, лежащая в основе еврейской культуры.
Иудаизм возникает во 2-м тыс. до н. э. в среде скотоводческого и земледельческого населения Восточного Средиземноморья. По представлениям иудаистов, первым евреем был патриарх Авраам авину (Авраам, отец наш), заключивший «брит» (священный союз —- «завет») с Богом, в соответствии с которым евреи брали на себя миссию исполнения предписанных им заповедей — «мицвот», а Бог обещал умножить и защитить потомство Авраама и дать ему во владение страну Израиля, обетованную землю. Иудаисты считают, что, в соответствии с предсказанием, данным во время «брита», потомки Авраама попали в рабство в Египет на 400 лет, откуда их вывел чудесным образом в землю обетованную пророк Моше рабейну (Моисей, великий наш). Согласно вероучению иудаизма, во время чудесного Исхода из египетского рабства и последовавшего за ним 40-летнего странствия по пустыне, где были обречены умереть все бывшие рабы, так что только свободные люди вошли в землю Израиля, Бог на горе Синай через Моисея даровал еврейскому народу боговдохновенную Тору (Закон), или Пятикнижие Моисеево. Этот акт, известный как Синайское откровение, знаменует собой начало существования еврейского народа и принятие им иудаизма.
На протяжении последующих полутора тысяч лет Иерусалимские храмы становятся центром развития иудаизма и единственным разрешённым местом культового служения. В этот период формируются основы храмового иудаизма как религиозной системы и завершается написание Танаха (ему тождествен христианский Ветхий Завет Библии в протестантском каноне), священной книги иудаизма. В I в. до н. э., в период римского господства над Израилем, иудаизм распадается на ряд течений, из которых только течение «перушим» (фарисеев), сторонников демократизации учения и внесения в него норм обычного права, так называемой Устной Торы, переживает разрушение римлянами Иерусалимского храма в 70 н. э. и даёт начало современному иудаизму, называемому, в отличие от храмового, раввинистическим.
Лишённые храма, бывшего центром национальной, культовой и духовной жизни, и изгнанные из Израиля римлянами в середине II в. н. э., евреи в диаспоре ставят задачу «построить ограду вокруг Торы», то есть заменить культовую храмовую службу системой религиозного и обычного права (галаха), регулирующего жизнь еврейских общин в диаспоре. Вскоре после изгнания завершается работа над созданием так называемого масоретского кодекса Танаха, делящегося на три раздела: Тора (Учение), то есть книги Берешит («В начале», христианское наименование «Бытие»), Шемот («Имена», христ. «Исход»), Вайикра («И воззвал», христ. «Левит»), Бемидбар («В пустыне», христ. «Числа») и Деварим («Слова», христ. «Второзаконие»); Невиим (Пророки), включая книги Йе’ошуа (христ. Иисуса Навина), Шофетим (Судей), Шмуэль 1 и 2 (катол. 1 и 2 пророка Самуила, правосл. 1 и 2 Царств), Мелахим 1—2 (катол. 1 и 2 Царей, правосл. 3—4 Царств), Йэшайя (пророка Исаии), Йирмея’у (пророка Иеремии), Йехэзкель (пророка Иезекииля) и Терей-Асар (книги 12 так называемых малых пророков); Кетувим (Писания), включая книги Те’иллим (Восхваления, христ. Псалтирь), Мишлей (Притчи, христ. Притчей Соломоновых), Ийов (Иов), Мегиллот [Свитки; состоит из 5 отдельных книг: Шир-аширим (Песнь песней), Рут (Руфь), Эйха (Плач Иеремии), Ко’элет (Екклезиаст), Эстер (Есфирь)], Даниэль (пророка Даниила), Эзра (Ездры), Нехемия (правосл. Неемии, катол. 2 Ездры) и Диврей’айамим 1 и 2 (катол. 1 и 2 Хроник, правосл. 1 и 2 Паралипоменон). В начале III в. завершается кодификация свода галахических норм и нарративных преданий — Мишны (Толкование), или Шас (Шесть порядков), которая вместе с составленным к нему в III—V вв. экзегетическим (экзегетика — наука о принципах истолкования религиозных текстов) сводом Гемара составляет Талмуд, вторую священную книгу иудаизма. Танах и Мишна написаны на иврите с незначительными вкраплениями арамейских текстов, Гемара — на арамейском языке: так называемый Иерусалимский Талмуд — на западном, Вавилонский Талмуд — на восточном диалекте арамейского языка. Таким образом, в средневековье оба эти языка, иврит и арамейский, становятся метаязыками еврейской культуры. В VIII в. от иудаизма отделяется караимизм. В XII в. раввин и философ Маймонид, или Рамбам (1135 или 1138—1204), формулирует в традиции аристотелизма основную догматику иудаизма в обширном комментарии к Талмуду — Мишне Тора (Толкование Торы). В XVI в. раввин Йосеф Каро (1488—1575) составляет популярный талмудический компендиум Шулхан Арух («Накрытый стол»), ставший практическим руководством по талмудическому праву, принятым ортодоксальным иудаизмом.
После изгнания возникают и развиваются вплоть до современности мистические школы внутри иудаизма, известные под общим названием Каббала (Наследие). Влиятельный центр каббалистического учения во главе с раввином Ицхаком Лурия, или Ари (1536—72), складывается в XVI в. в Цфате в Галилее. Одним из наиболее известных мистических направлений становится хасидизм. Начавшееся в XVIII в. движение за еврейскую эмансипацию — аскала (просвещение) — приводит к кризису ортодоксального иудаизма и возникновению реформистского направления, стремившегося приспособить практику иудаизма к нормам европейского образа жизни. Недовольные ассимиляционными тенденциями раннего германского реформизма евреи в середине XIX в. создают так называемое консервативное направление в иудаизме, выступавшее за постепенность реформ и синтез их с частью галахических норм. Внутри ортодоксального иудаизма в начале XX в. складывается сионистское направление Мизрахи. В настоящее время большинство евреев США являются приверженцами реформизма, консерватизма и реконструкционализма — трёх школ неортодоксального иудаизма, в Израиле доминирует ортодоксальный иудаизм.
Теологию и догматику иудаизма пронизывает противоречивое сочетание универсалистских и партикуляристских принципов. В основе их лежит строгое монотеистическое представление о единстве, универсальности и всемогуществе Бога, творца и источника всего сущего. Бог бестелесен и неантропоморфен, несмотря на то, что человек создан им по его образу и подобию. Произнесение имени Божьего табуировано и заменено эвфемизмами. Литургия, подразделяющаяся на ашкеназский и сефардский изводы, включает в себя обязательное повторение два раза в день слов «Слушай, Израиль, Господь Бог наш, Господь един».
Иудаисты считают, что при сотворении Бог наградил человека свободой воли и выбора, но повелел исполнять «мицвот» (заповеди), воплощающие добро и правильное поведение человека. Первый завет, заключённый Богом с праотцем человечества Ноем, включает в себя так называемые Семь заповедей сынов Ноя. Они состоят из запретов идолопоклонства, богохульства, кровопролития, воровства, кровосмесительных связей, употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного, и повеления жить по законам. Согласно иудаизму, принятие Торы еврейским народом сопровождалось возложением на евреев особых 613 заповедей, соблюдение которых не обязательно для других народов. Большинство из них определяет нормы бытового поведения, пищевых правил, хозяйственных установлений, устаревших в изгнании правил ритуальной чистоты, гигиенических норм, запретов на смешение несовместимых сущностей (льна и шерсти; молока и мяса; злаков с бобовыми; двух разных тягловых животных в одной упряжке и т. д.).
Специальные «мицвот» касаются культовой сферы, соблюдения праздников. Среди «мицвот» особо выделяется так называемый Декалог, или Десять заповедей, содержащих универсальные этические и поведенческие нормы человеческого поведения: единобожие, запрет на изображение Бога, на произнесение Его имени всуе, соблюдение святости дня отдыха в субботу, почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и корыстного вожделения. Отклонения от следования «мицвот», возникающие вследствие действия принципа свободы воли, рассматриваются как грехи и влекут за собой воздаяние не только в потусторонней, но и в реальной жизни. Таким образом, справедливость, этическая и социальная, заключённая в «мицвот», становится одним из императивов иудаистской догматики. Концепция бессмертия души, существования загробной жизни и грядущего воскресения мёртвых не отражена непосредственно в Торе и имеет в иудаизме относительно позднее происхождение, восходящее к эсхатологическим течениям в иудаизме грани эр. Мистические направления в иудаизме принимают понятие метемпсихоза, то есть круговорота переселения душ. Постоянные бедствия и гонения, обрушивавшиеся на еврейский народ в изгнании, как и само изгнание, рассматриваются иудаизмом как составная часть воздаяния за отклонения от правильного выполнения «мицвот» и как бремя избранничества. Избавление от этого должно прийти вследствие освобождения, которое принесёт царь-избавитель «машиах» (дословно, «помазанник», мессия). Вера в пришествие мессии, являющаяся одним из обязательных догматов, предполагает наступление царства Божия, воскрешение мёртвых, появление «небесного Иерусалима» и чудесное перенесение в него всех евреев, рассеянных по миру. Концепция Сиона и Иерусалима, как утраченной славы и родины, имеет в иудаизме не только трансцендентный, но и земной характер. Вера в конечное возвращение в Сион («алия»), воплощённая в ежедневной молитве и пасхальном пожелании «в следующем году в Иерусалиме», стала идеологической основой сионизма.
Еврейский календарь лунно-солнечный, с 19-летним циклом, внутри которого 12 лет, состоящих из 12 месяцев, и 7 високосных из 13 месяцев. Главным праздником, стоящим обособленно от прочих, считается шаббат (суббота), день отдыха, наступление которого отмечается праздничной трапезой и специальным ритуалом после восхождения первых трёх звёзд каждую пятницу вечером. В субботу возбраняется всякая работа, связанная с появлением новых субстанций (в том числе зажигание огня), передвижение транспортными средствами и другие.гие нарушения покоя. Наиболее важными после субботы праздниками являются йом-киппур, или йом-’акиппурим (судный день), сопровождающийся строгим постом, особой литургией и покаянными обрядами, и рош-’ашана (Новый год), отмечаемые соответственно в 10-й и 1-й дни осеннего месяца тишрей. К наиболее значимым праздникам принадлежат и так называемые «три праздника паломничества» в память о совершавшемся когда-то в эти дни обязательном восхождении в Иерусалим. Первый из них пейсах (Пасха), начало которого приходится на 14 число весеннего месяца нисана. Пасхальный ритуал («седер пейсах» — пасхальный порядок) посвящён памяти об исходе из Египта, обретению свободы, наступлению весны и началу созревания первого «снопа». Жатва его наступает через 50 дней на праздник шавуот (пятидесятница), приходящийся на летний месяц сиван и посвящённый дарованию Торы. Последний паломнический праздник суккот (кущи) отмечается в месяц тишрей, посвящён памяти 40-летнего скитания в пустыне и осеннему урожаю. На суккот строят специальные шалаши с открытой крышей, в которых живут и едят все дни праздника. Популярны также зимний праздник ханука (25 кислева) и весенний — пурим (14 адара).
В числе обрядов жизненного цикла характерно обрезание мальчиков, совершаемое на 8-й день после рождения.
Центром религиозной и общественной жизни является синагога. Её статус определяется наличием специального киота для хранения свитков Торы, помещаемого в обращённой к Иерусалиму стене. В ортодоксальных синагогах мужчины и женщины отделены друг от друга перегородкой, стеной или высотой. В реформистских и консервативных синагогах, называемых часто храмами, мужчины и женщины сидят вместе. При синагогах обычно имеется специальное помещение для ритуальных омовений — «миква».
Священство существовало только в храмовом иудаизме, где выделялись две категории священнослужителей — «ко’аним» (жрецы) и «левиим» (левиты). Их потомки до сих пор выполняют специфические ритуальные функции и соблюдают дополнительные запреты, например ко’аним не должны находиться под одной крышей с мёртвым телом, жениться на вдове или разведённой и т. п. Центральной фигурой в раввинистическом иудаизме является раввин («рав»), в сефардских общинах «хахам» — дипломированный знаток религиозной традиции, имеющий право быть духовным наставником общины (ке’илла), входить в религиозный суд, преподавать в религиозном училище. В ортодоксальном иудаизме раввинами могут быть только мужчины, неортодоксальные направления с недавнего времени признают право на раввинский и канторский (кантор — руководитель литургии) статус также за женщинами. Традиционно ке’илла была единственной формой организации иудаистской общины. Только в новое время стали предприниматься попытки, нередко под давлением со стороны властей, создания более широких форм объединений.
Последователем иудаизма в соответствии с галахой считается каждый человек, рождённый от еврейской матери или исповедующий иудаизм в соответствии с религиозным правом.
Адепты иудаизма расселены по всему миру. Почти все они — евреи по своей этнической принадлежности. Активный прозелитизм и миссионерство не практикуются в иудаизме, но вступление иноверцев в иудаистскую общину («гиюр») допускается, хотя и затруднено. Прозелиты («геры»), прошедшие ритуал обращения, становятся евреями и запрещается напоминать им о нееврейском происхождении. Тем не менее существует ряд периферийных групп, осознающих в той или иной степени свою отличность от евреев. Это относится к караимам и самаритянам, различным группам иудействующих в Африке (Эфиопия, Замбия, Либерия), Юго-Восточной Азии (Мьянма, Индия, Япония), США и другие.гих странах. В России живут иудействующие сектанты, известные как субботники и геры, частично обладающие нееврейской этнической идентификацией. Существующая государственная статистика даёт возможность лишь ориентировочно определить численность последователей иудаизма. В некоторых государствах переписи учитывают именно религиозную принадлежность (большинство западных стран), в других же случаях, в частности в СССР и возникших на его месте странах, — только национальную принадлежность. Общее количество евреев в мире на 1996 оценивалось в 13 (по другим данным — 14) млн. человек. Из них 5,8 млн. человек живут в США, 4,6 млн. человек в Израиле и 1,3 млн. человек в бывшем Советском Союзе. Общины более 100 тыс. человек существуют, помимо США и Израиля, в следующих странах (по мере убывания): Россия, Франция, Украина, Канада, Великобритания, Аргентина, Бразилия, ЮАР, Австралия, Венгрия. По имеющимся социологическим опросам в России не более 6% евреев считают себя верующими, однако число сочувствующих и формальных приверженцев иудаизма выше. В США, по данным проведённого в 1990 социологического обследования, иудаизму следуют 2/3 всех живущих в этой стране евреев. Организованные общины последователей иудаизма существуют в более чем 80 странах мира.
М. А. Членов
Народы и религии мира. - М.: Большая Российская энциклопедия. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. 1998.